10.02.2020 Сушим по-новому

   Тяговый электродвигатель – это «сердце» локомотива и один из самых уязвимых его узлов. При этом почти половина всех возникающих в двигателе неисправностей приходится на повреждение изоляции.

   Для повышения качества изоляции электродвигателей якоря и остовы погружают в особый состав, затем сушат в специальной конвекционной печи. После такой сушки специалистами было обнаружено наличие в обмотке пузырьков и микротрещин, что приводит к увеличению риска пробоя и, как следствие,снижению коэффициента технической готовности (КТГ) машины в целом. Таким образом, возникла необходимость в поиске альтернатив существующей технологии.

  Ученые Иркутского государственного университета путей сообщения предложили использовать для сушки изоляции тягового электродвигателя (ТЭД) инфракрасные лучи, которые должны обеспечить равномерное прогревание слоев изоляции, а значит, минимизировать возникновение дефектов. В 2018 году начали разрабатывать проект по созданию опытной универсальной установки сушки с ИК-излучением.

  Местом испытания опытной установки выбран Улан-Удэнский ЛВРЗ, закуплены комплектующие, подготовлены металлоконструкции для экспериментальных установок, началась их сборка и наладка. Вопросы координации технической части проекта и полное административное сопровождение были поручены главному технологу – начальнику конструкторско-технологического отдела Андрею Патутину.

  По его словам, после проведения испытаний преимущества этой разработки стали очевидны сразу: многократно сократилось время выхода установки на рабочий режим, полное высыхание изоляционного состава уменьшилось с 6-10 часов в конвекционной печи до 2,5 часов, что позволило сократить объем затраченной электроэнергии в среднем до 50% на одну единицу продукции. Но главное – сушка ИК-излучением повысила качественные свойства полимерной изоляции, а в обмотке не образуются микротрещины.

     В настоящее время обсуждается новый проект по созданию промышленной установки инфракрасной сушки, который также будет реализован на нашем заводе. Планируется установка трёх инфракрасных капсул по сушке якоря и одна – по сушке остова. Такая комбинация позволит полностью заменить две конвекционных печи и существенно оптимизировать производственное пространство.

  В дальнейшем инфракрасный метод сушки ТЭДов будет внедрен на всех ремонтных площадках ЖДРМ. При этом ожидаются хорошие технологические перспективы и ощутимые экономические эффекты.